Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты оценки стоимости бизнеса
1.1 Понятие и цели оценки бизнеса
Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. Предприятие как имущественный комплекс включает все виды имущества, предназначенные для его деятельности, − в том числе земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье и материалы, продукцию, права требования, долги и т. д. [12].
Под имуществом предприятия понимаются материальные и нематериальные активы, являющиеся объектами собственности предприятия. Активами предприятия считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем [22]. Это экономические ресурсы, сформированные за счет инвестированного в них капитала, характеризующиеся стоимостью, производительностью и способностью генерировать доход. Постоянный оборот активов в процессе их использования связан с факторами времени, риска, ликвидности.
Активы материальные − группа активов предприятия, имеющих вещественную (материальную) форму. Активы как имущественные объекты предприятия принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
-объект предназначен для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг или для управленческих нужд организации;
-объект предназначен для использования в течение длительного времени;
-не предполагается последующая перепродажа данного объекта;
-объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем [19].
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
Данные по основным средствам как действующим, так и находящимся на консервации или в запасе отражаются в балансе предприятия по остаточной стоимости. Расшифровка движения основных средств предприятия в течение отчетного года, а также их состав на конец года приводятся в приложении к бухгалтерскому балансу.
Активы внеоборотные (долгосрочные) − совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе его хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования более одного года.
Активы оборотные (текущие) − совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущий хозяйственный процесс и полностью потребляемых в течение одного операционного (производственно-коммерческого) цикла. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы всех видов со сроком использования менее одного года).
Нематериальные активы предприятия − часть его имущества, представляющая собой идентифицируемые неденежные, не имеющие физической формы объекты, которые используются в производстве, при предоставлении товаров или услуг, для сдачи в аренду другим сторонам в административных целях.
Оценка стоимости активов (имущества) предприятия и операций с ними имеет принципиальное значение для субъектов рынка [11]: покупателя и продавца − при установлении обоснованной цены сделки; кредитора − при принятии решения о предоставлении кредита; страховщика − при возмещении ущерба; налоговых органов − при налогообложении сделок с недвижимостью; для принятия управленческого решения.
При заключении арендного договора с включением положения о повышении арендной платы последняя может быть установлена в процентах от рыночной стоимости недвижимости. Когда одна компания стремится приобрести другую, то первой может потребоваться оценка текущей стоимости активов, принадлежащих второй. Оценка стоимости любого объекта представляет собой целенаправленный процесс определения в денежном выражении его цены с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в данный момент времени.
Объектом оценки является любой объект собственности в совокупности с правами, которыми наделен собственник. Оценка не ограничивается только учетом одних затрат на создание или приобретение объекта. Обязательно учитывается совокупность рыночных факторов: времени и риска, уровня конкуренции, особенностей оцениваемого объекта и др.
Результат оценки стоимости предприятия может быть его вероятной продажной ценой, которая отражает свойства предприятия как товара [6]: полезность для покупателя; затраты, сопутствующие этой полезности.
Рыночная цена предприятия − это денежная мера его стоимости, установленная покупателем данного вида собственности в процессе торговой сделки (купли-продажи), компромисса между продавцом и покупателем. Рыночная цена предприятия − это денежная сумма, уплаченная владельцу предприятия за отчуждение его собственности в пользу покупателя, осуществленное на открытом рынке в условиях конкуренции.
Таким образом, рыночная стоимость оцениваемого предприятия, как правило, является расчетным показателем, а его рыночная цена − результатом договоренности, торга, компромисса между продавцом и покупателем.
1.2 Виды стоимости бизнеса
При оценке стоимости бизнеса используются различные методы, но основное внимание уделяется следующим видам стоимости, актуальным для различных ситуаций и операций: страхование, реструктуризация, купля-продажа, ликвидация компании, привлечение инвестиций, переоценка или оспаривание стоимости активов [17].
Рыночная стоимость бизнеса определяется и учитывает акции, доход и другое имущество, а также долговые обязательства. Она не зависит от желания участников сделки, а отражает текущую ситуацию на рынке. Этот тип стоимости используется при операциях, таких как передача в залог, страхование, банкротство или оценка эффективности компании.
Инвестиционная стоимость - это стоимость, которую инвестор готов заплатить за актив или определенное имущество бизнеса. Она отличается от рыночной стоимости и зависит от инвестиционных целей инвестора, таких как срок окупаемости, ожидаемая прибыль и риски [9].
Ликвидационная стоимость - это стоимость предприятия, которая учитывает затраты на его продажу в срочном порядке. Она ниже рыночной стоимости и используется при реорганизации, закрытии или банкротстве компании, а также при разделе ее имущества.
С учетом поставленных целей и источников дохода, определяется категория бизнес-стоимости:
1. Стоимость по активам. Эти виды стоимости предполагают ликвидацию предприятия. Получается одноразовый доход от продажи его активов.
2. Стоимость действующего предприятия. Эти виды стоимости предполагают, что предприятие будет продолжать работать и приносить прибыль. Получается доход от деятельности фирмы на протяжении определенного времени.
Каждый вид бизнес-стоимости является текущей оценкой ожидаемого будущего потока доходов (прибыли) от использования предприятия [10].
Ниже приведены наиболее часто используемые виды бизнес-стоимости:
1. Ликвидационная стоимость - это рыночная цена активов предприятия после вычета долговых обязательств и затрат на продажу. Относится к первой категории видов стоимости.
2. Восстановительная стоимость - это стоимость создания аналогичного предприятия с той же структурой активов. Относится к первой категории видов стоимости.
3. Балансовая стоимость - это разница между стоимостью активов и суммой долговых обязательств (согласно балансу). Относится к первой категории видов стоимости.
4. Рыночная стоимость - это текущая рыночная цена уже состоявшейся сделки. Может относиться как к первой, так и ко второй категории видов стоимости.
5. Обоснованная рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена продажи предприятия. Относится ко второй категории видов стоимости.
6. Инвестиционная стоимость - это обоснованная стоимость предприятия для конкретного предполагаемого покупателя. Она учитывает прирост прибыли от использования новых ноу-хау, технологий, планов реорганизации и других факторов со стороны нового владельца. Относится ко второй категории видов стоимости [20].
Факторы, влияющие на стоимость бизнеса
Одним из основных факторов, оказывающих влияние на цену бизнеса, является его доходность. Речь идет о чистом доходе или доходе, который остается у владельца предприятия после уплаты всех налогов, заработной платы и других обязательных выплат. Этот фактор является решающим при определении стоимости предприятия.
Еще одним важным фактором является наличие собственной недвижимости у предприятия. Если предприятие продается вместе с недвижимостью, его цена составляет примерно 2-5 годовых доходов. В случае, когда предприятие арендует помещения, цена будет равна примерно 0,5-1,5 годовым доходам, хотя в некоторых исключительных случаях цена может быть равной 1,5-2,5 годовым доходам [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты (введен в действие на территории Российской Федерации в редакции 2014 года Приказом Минфина России от 27.06.2016 N 98н) (ред. от 17.02.2021)
2.Абакумова, А. В. Оценка стоимости бизнеса в современных условиях: подходы и методы // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 224-227.
3. Валдайцев, С. В. Оценка бизнеса. — М.: ТК Велби, 2020. — 576 c.
4.Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2020 – 736 с.
5. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: учебник и практикум. – М.: Изд–во Юрайт, 2019. – 573 с.
6. Дуглас, У. Хаббард Как измерить все, что угодно. Оценка стоимости нематериального в бизнесе. — М.: «Олимп-Бизнес», 2021. — 331 c.
7.Есипова В.Е., Маховикова Г.А. Оценка бизнеса: Учебное пособие. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2020 – 512 с.
8.Иванов А.В. Оценка стоимости бизнеса: учебное пособие. – Владимир: Владимирский фил. РАНХиГС, 2021 – 119 с.
9. Кэхилл, М. Инвестиционный анализ и оценка бизнеса. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2022. — 280 c.
10.Ларченко А.П. Оценка бизнеса. Подходы и методы.— СПб.: "PRTeam", 2020. — 59 с.
11.Макушева, О. Н. Проблемы оценки стоимости бизнеса в современных условиях // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 122-124.
12. Просветов, Г. И. Оценка бизнеса. Задачи и решения — М.: Альфа-пресс, 2019. — 240 c.
13. Роберт, Ф. Райлли Оценка бизнеса — опыт профессионалов. — М.: Квинто-Консалтинг, 2021. — 408 c.
14.Рожкова В.В., Головецкий Н.Я. Влияние финансовой устойчивости на оценку бизнеса // Вестник Евразийской науки - 2019 - №1 – С. 33-39
15.Садаков Б.Е. Методы оценки бизнеса. Теория и практика реализации. – Киров, 2019 – 265 с.
16.Сандитов М. Д., Шабыкова Н. Э. Методы оценки конкурентоспособности предприятия // Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства России - 2020. С. 80-84.
17. Симионова, Н. Е. Методы оценки имущества.. — М.: Феникс, 2019. — 368 c.
18. Хаббард, Дуглас Как измерить все, что угодно. Оценка стоимости нематериального в бизнесе. — М.: Олимп-Бизнес, 2019. — 298 c.
19.Ходыревская В.Н., Меньшикова М.А. Методологические подходы к оценке стоимости бизнеса // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2022 – № 8 – С. 22–26.
20.Чакалян, К. Г. Оценка бизнеса: сущность основных подходов, их преимущества и недостатки // Молодой ученый. - 2022. - № 28. - С. 590-592.
21.Чеботарев Н. Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебник. – М.: Дашков и К°, 2019. – 253 с.
22. Черняк, В. З. Оценка бизнеса. — М.: Финансы и статистика, 2020. — 176 c.
23.Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). – М.: Омега-Л, 2019 – 315 с.
24. Официальный сайт ООО Альянс - als33.ru